Статьи

Что лежит в основе личностно ориентированного подхода

Личностно-ориентированный подход в образовании является специальным видом образовательной системы, основанной на создании условий для развития и функционирования личности учащегося. Суть подхода заключается в индивидуальном подходе в обучении, принципах сотрудничества, содружества, взаимопонимания и взаимоуважения, и создании условий для раскрытия личностных качеств и способностей учеников.

Особым вниманием при личностно-ориентированном обучении уделяется личности каждого учащегося, их самобытности и самоценности. Учителя и ученики являются равноправными субъектами обучения, где учитель является не прежде всего лидером, образцом и хранителем «эталона», а партнером, координатором и советчиком в процессе обучения.

Личностно ориентированное обучение в основе использует личностно-ориентированные технологии, которые выявляют особенности каждого учащегося как субъекта обучения, признают его самобытность и самоценность, и выстраивают педагогические воздействия на основе субъектного опыта учеников.

Среди основных целей личностно ориентированного обучения — развитие личности учащегося. Для достижения этой цели необходимо учитывать психологические и педагогические особенности каждого учащегося и адаптировать образовательный процесс под его личностные качества и потребности.

Что касается конкретных практических советов для реализации личностно-ориентированного подхода, можно рассмотреть следующее:

  • Персонализировать образовательный процесс, учитывая индивидуальные особенности каждого учащегося.
  • Содействовать самостоятельности, креативности и инновативности учащихся.
  • Создавать условия, где ученики могут демонстрировать свои личностные качества и способности.
  • Вести диалог и обратную связь с учениками, учитывая их мнение и предпочтения.
  • Создавать атмосферу взаимопонимания и уважения в классе.
  • Внедрять новые технологии в образовательный процесс, которые могут помочь в развитии личности учащихся.

Таким образом, личностно-ориентированный подход в образовании является инновационным взглядом на обучение, где личностное развитие учащихся занимает центральное место. Для успешной реализации такого подхода необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, использовать личностно-ориентированные технологии и создавать условия для развития и раскрытия личностных качеств и способностей.

^